Звёзды и звездочёты 
Личность и социум Дом и дача Искусство и культура Звёздный каталог


Я и мы Мужчина о женщинах. Опять. СноваЧто такое духовность? И есть ли у нас душа? Преимущества и недостатки интернет-знакомствАнонимность в интернет - прикрытие для злоумышленниковВыбираем подарокПодарок для БоссаДом и дача Материалы для мозаикиНасколько нам необходимы кондиционерыПоддерживающая уборка в офисеИскусство и культура Не тот коктейль, что вы заказывали. Рецензия на роман «Ведьма в лесу» Татьяны ЛатуковойПроизведения литературы и кино о комеГруппа Крематорий. Диск КомаЗвездный каталог Високосная звездаВолшебная звездаВысотная звездаДачная звездаДетская звездаЛитературная звездаСемейная звездаСмальтовая звездаСтроительная звездаТеплообменная звездаЦветочная звездаКалейдоскоп Оборудование для ресторанов


Что такое духовность? И есть ли у нас душа?

Интервью Артемия Владимирова 1990 года

Мы привыкли, что о проблемах нравственности размышляют писатели, ученые, педагоги. И позабыли, что раньше этими вопросами занималась Церковь. Долгие годы мы называли пережитком прошлого ее тысячелетний опыт. Но пришло время, заставившее трезво взглянуть на себя и свою жизнь и в историческом опыте искать себе поддержку. Так произошло и с религией.

Сегодня наш собеседник священник Артемий Владимиров, преподаватель Московской духовной академии. Ему 29 лет, в недавнем прошлом — выпускник филологического факультета МГУ, работал учителем в школе. Нет сомнения, что его размышления покажутся кому-то неожиданными, многие с ним не согласятся. Однако уверены, что знакомство с такой точкой зрения принесет пользу всем, кто стремится познать духовные традиции народа.

Н.К.: Отец Артемий, наше общество осознало, что в преодолении глубокого духовного кризиса, в котором оно находится, не обойтись без помощи религии. В чем вы видите основную миссию Церкви?

А.В.: Миссия Церкви Христовой — спасать души человеческие, освобождать их от плена грехов, страстей, пороков и даровать им силу жить по законам веры, надежды и любви. Как мать, она простирает свои объятья всем чадам, созидает в сердцах при нашем желании божественные добродетели, стяжание которых делает человека счастливым, вера, надежда, любовь, мир, кротость, радость, мужество, правда. Они более всего нужны в наше неспокойное время: мир в сердце человека, мир между людьми, мир между странами, милосердие.

Сейчас подтверждается старая пословица: без Бога не до порога. Мы увидели, что это такое построить новый мир. разрушив старый, объявив добро категорией классовой. На опыте горьком убедились. что жизнь наша не созидается. Новый град не встает пред нашими очами Сама реальность свидетельствует, что со свержением исторического бытия ушло что-то важное. Растоптав Бога, мы увидели, что дети перестали быть детьми. И сами ужасаемся плоду рук своих. Не от хорошей жизни мы невольно водим глазами направо и налево в поисках точки опоры. Взоры многих обратились к Церкви. Одна она осталась неизменной, когда все изменилось: нравы, стили, одежды, привычки. Люди забыли вечные законы Божьи, не знать которых несчастье, а знать и нарушать — преступление.

Н.К.: В поисках духовной опоры люди прибегают к разным средствам. Считаете ли вы возможным формирование нравственных устоев вне религии?

А.В.: Поиск никому не запрещен. Лишь бы это был поиск истины. Но давайте вспомним древнюю притчу о мудром муже, который, прежде чем строить дом, положил фундамент на камень. Камень — это жизнь по вере. Дом на каменном фундаменте стоит крепко. Дом на песке нет. Пойдут дожди, и падение велие будет. Идти мимо Христа тому, кто ищет истинного добра и жизни по закону любви, неразумно. Всякие попытки в истории искать веру вне Христа оканчивались трагично.

Все учили любви — Сократ, Будда, Конфуций. Но только Христос был распят за нас, взяв все наши грехи. Оставаясь идеалом на все времена, Он не только учит жить, но и дарует благодатную силу жить. А этого не сделал никто.

Н.К.: Как в наше время утраченного иллюзий рассказать детям о Христе? Ведь не одно поколение выросло с убеждением, что религия — опиум для народа...

А.В.: Могу сказать, что испытываю большое сожаление от того, что в детстве не знал Христа, что бабушка из известных опасений не рассказывала мне о Нем. Это знание помогло бы избежать многих рифов в моей жизни.

Дети гораздо лучше чувствуют слова правды. Они сердцем разумеют. Меня часто приглашают в московские школы провести беседу на нравственные темы. Учителя рады: «Батюшка, говорите все, что сочтете нужным». Когда я учился, о том и помыслить было невозможно. А детям это нужно. Они задают вопросы, которых от взрослых не услышишь; есть ли у нас душа, а если есть, где она, вера в Бога самовнушение или Божий дар, почему Бог избрал Марию, а не кого другого? Все эти вопросы исходят из глубины верующих сердец.

Я бы вообще не говорил слово «неверующие». Все — верующие, но как и в кого веруют? Потребность времени даровать детям общение со священником, что пресекалось долгие годы. Нельзя лишать человека свободы выбора.

Н.К.: Но возможен ли возврат к прежним нравственным ценностям?

А.В.: Разрушать не строить. Говорят, что человечество вырождается нравственно за три-четыре поколения. Если и дальше всевать семена неверия, скептицизма, говорить только о достижении материальных благ, то хорошего ждать нельзя: на пепелище птица Феникс нравственности сама собой нс воскреснет Сейчас время горького раскаяния, ибо не помимо нас сие свершилось. Как верующий, я верю: там, где умножился грех, изобилует благодать Божия. Бог милосерд, если увидит покаяние, то дарует нам свою помощь.

Прежде всего надо вернуть нашим детям детство, мир души. Тот мир, о котором пишет И. Шмелев в наконец-то опубликованной книге «Лето Господне». Воспитание чувств должно быть сопряжено с храмом. По моему мнению, самое страшное — обязательное преподавание атеизма.

Н.К.: В печати появились сообщения об открытии воскресных школ при храмах. Видимо, они и призванье осуществить этот контакт-детей и священника? Расскажите, пожалуйста, об этом.

А.В.: Я преподаю детям в воскресной школе при храме Воскресения Словущего церковнославянский язык и начатки нравственного богословия. Ставлю себя на их место и радуюсь вместе с ними, потому что это счастье — мыслить свободно,говорить о добре,чистоте сердца, о послушании не как о скучных принципах, а как о делах, угодных Господу.

В нашей школе учатся дети, родители которых желают, чтобы они знали священную историю, знали, как молиться Богу, учились петь древние песнопения, разумели церковнославянский язык. Словом, чтобы они были христианами по жизни, а не по имени. Все родители разные. Есть люди, только вступившие на путь церковной жизни, но их детишки поражают меня охотой слушать, запоминать. Они, как золотые рыбки, резвятся в прозрачной воде духовной жизни. У нас — пение, музыка, живопись. Зрительное восприятие сочетается со слуховым, создает образ, надолго запоминающийся. Мне большую радость доставляет общение с детьми. В Евангелии сказано: «Если не будете как дети по чистоте, то не войдете в царство небесное». В прямом смысле я постигаю царство небесное на уроках воскресной школы.

Н.К.: Что такое духовность? Кого можно назвать духовным человеком, а кого бездуховным?

А.В.: Духовная жизнь — это жизнь человеческой души, исполняющей все заповеди Христа, запечатленные в Евангелии. И потому духовная жизнь немыслима без таинств Православной Церкви. С верою в воскресение Христово принимая Крещение, человек вступает в живой и спасительный союз с Богом. Многие из нас знают о таинстве Причащения по фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христос под видом хлеба и вина предлагает ученикам источник жизни и бессмертия Самого Себя. Бог очищает совесть крещеного человека в таинстве Покаяния, когда тот словесно исповедует грехи свои, а священник свидетельствует ему прощение от Бога. Бог не поминает человеку исповеданные грехи. Он берет их на крест, омывает их Своей Кровью. Он бесконечно любит нас, но кротко говорит: иди и больше не греши. Воскресший Христос низводит свою благодать и на супругов в таинстве Венчания, повелевая им хранить взаимную верность и не убивать, а рожать детей своих во славу Творца. Причастность этим таинствам и делает человека духовным. Поэтому говорить о духовности вне лона церкви можно, но бесполезно.

Н.К.: Говорят, что судьба человека предопределена заранее. Тогда какой смысл ему стараться бьсть лучше?

А.В.: Есть большое различие между словами рок, судьба, предопределение и — Промысл Божий. Первые относятся к суеверию, то есть суетной, неправильной вере. Потому предосудительны занятия астрологией, вера в приметы, гадания на картах... Всякое учение, предопределяющее личность, сковывает ее творческую свободу. Древние язычники верили в судьбу и по вере своей получали, то есть тяжко страдали. Об этом говорят трагедии Эсхила и Софокла. Мы потеряли благородство и античных классиков. Мы готовы верить чему угодно и кому угодно, только не воплощенной Истине, Христу, распятому за нас и воскресшему. Учение о предопределении безнравственно.

Бог повелевает бегать греха, и Его попечение о нас именуется Промыслом Божиим. Без Его воли и волос не упадет с головы человека. Нет рока, нет судьбы, нет предопределения, а есть Промысл, Провидение. Бог никогда не является безучастным свидетелем нашей жизни. Как любящий отец, Он предупреждает нас через совесть, через доброго человека, через книгу, через обстоятельства жизни, что нельзя идти путем греха и беззакония. Но без нас Бог нас не спасает. А мы прибавим: на Бога надейся, а сам не плошай.

Н.К.: Раньше искусство и религия были тесно связаны. Сейчас между ними пропасть. Возможно ли их сближение?

А.В.: Слово «культура» происходит от слова «культ», что указует на неразрывность настоящего искусства и веры. Если есть ныне пропасть между светским искусством и Церковью, то корень этого отчуждения в первом, а не во втором. Настоящее искусство всегда пыталось запечатлеть вечность, языком символов и образов говорить о горнем, непреходящем, нетленном. Вот почему Древняя Русь не знает автографов. Художник творил во имя Божие, а не во имя свое. И наоборот, стремление самовыразиться, запечатлеть свою индивидуальность, сказать нечто совершенно новое, хотя бы вопреки нравственным устоям, признак искусства нашего времени. Может, этим и объясняется распадение формы, ущербность содержания.

Н.К.: Сейчас наступил век насилия. Льется невинная кровь. Что может противопоставить этому Церковь?

А.В.: Бог есть любовь. И чем дальше сердце человека от Бога и вечного Его закона, тем менее в нем любви к людям. Зато возрастает гордость, ненависть, злоба. Что Церковь противопоставляет им? Любовь, побеждающую самое смерть. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если любовь будете иметь между собою». Между 'тем Христос благословляет оружие воина, защищающего пределы Отечества. Воины исполняют делом заповедь Христа: нет больше той любви, если кто жизнь свою положит за други своя. Таким образом, душа, исполненная любви, самая сильная, она все изменяет вокруг себя.

Н.К.: Ваши любимые слова из Евангелия?

А.В.: Слова Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Беседу вела Н. КОЛЕСНИКОВА
Журнал «Юный художник» №6 1990 год


Следующая страница: Преимущества и недостатки интернет-знакомств

 • Начало   • Я и мы   • Что такое духовность? И есть ли у нас душа?  

Личность и социум Дом и дача Искусство и культура Звёздный каталог Калейдоскоп
© Звёзды и звездочёты, 2009-2021
Журнал размышлений о космосе и существах, его населяющих
Карта сайта Tatsel.ru