Звёзды и звездочёты 
Личность и социум Дом и дача Искусство и культура Звёздный каталог


Я и мы Мужчина о женщинах. Опять. СноваЧто такое духовность? И есть ли у нас душа? Преимущества и недостатки интернет-знакомствАнонимность в интернет - прикрытие для злоумышленниковВыбираем подарокПодарок для БоссаДом и дача Материалы для мозаикиНасколько нам необходимы кондиционерыПоддерживающая уборка в офисеИскусство и культура Не тот коктейль, что вы заказывали. Рецензия на роман «Ведьма в лесу» Татьяны ЛатуковойПроизведения литературы и кино о комеГруппа Крематорий. Диск КомаЗвездный каталог Високосная звездаВолшебная звездаВысотная звездаДачная звездаДетская звездаЛитературная звездаСемейная звездаСмальтовая звездаСтроительная звездаТеплообменная звездаЦветочная звездаКалейдоскоп Оборудование для ресторанов


Смальтовая звезда

Краткий ликбез:смальта - это цветное стекло, отлитое по особой технологии с добавлением компонентов, придающих стеклу насыщенный цвет. Основное использование смальты - создание мозаик, как во внутренней отделке помещений, так и в оформлении фасадов.

Технология изготовления цветного стекла была разработана в Римской империи, а затем доведена до совершенства в Византии, откуда была унаследована венецианскими мастерами. И знаменитое муранское стекло является родственником смальты, имеющим общее с ней историческое происхождение. В России технологию смальт фактически создал заново Михаил Ломоносов. Мода на смальту то уходила, то возвращалась. В конце XIX века императорский заказ на оформление мозаиками соборов и церквей Санкт-Петербурга стал основой расцвета мозаичной мастерской Фроловых. Советское монументальное искусство востребовало мозаику во второй полоивне двадцатого века, когда во-первых, выбралось из разрухи и неурядиц революций и войн, во-вторых, стало нуждаться в выразительных и долговечных средствах изобразительного искусства.

Смальта в качестве отделочного материала обладает рядом преимуществ в сравнении с другими материалами: смальта не теряет цвет со временем, стойка к морозам и истиранию. Недостатком больших масс стекла становится его сравнительная хрупкость, но в виде мозаик, в которых используются небольшие смальтовые элементы, смальта обладает тысячелетним сроком эксплуатации. Римские и византийские мозаики, сохранившие свою роскошь и красоту до нашего времени - тому зримое и материальное доказательство. Конечно, немаловажное значение в этом случае имеет и качество раствора основы для мозаики.

Мозаика из смальты


Одним из самых больших и значимых производств смальты в России являлась основанная еще Ломоносовым мастерская Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге. ДОлгое время смальту выплавляли в основном в виде блоков - толстых плоских квадратных или приямоугольных форм. Второй распространенной формой выпуска смальты являются так называемые блинчики - овальные тонкие плоские заготовки, образующиеся, когда горячая стеклянная масса растекается по поверхности. В последнее время серьезную конкуренцию отечественным производителям смальты составили итальянские мастера, которые выпускают смальту в виде плитки и мини-кирпичиков, позволяющих маскимально экономно и эффективно использовать материал.

Новый буржуазный период истории России способствовал расцвету частных мозаичных матерских и возникновению большого числа изобразительных направлений и стилей, переносящих в мозаику все многообразие художественного творчества двадцатого и двадцать первого евков. Качество набора мозаик этими мастерскими и уровень эстетического мастерства весьма разнится, однако общий всплеск интереса к мозаичному искусству ознаменовал новый этап его развития.

Мозаика из смальты


В российских мозаиках начала двадцать первого века сюжетно и стилистически просматривается две тенденции. Одна копирует уже созданные образцы, воспроизводя на новом уровне декоративные идеи прошлых веков - от античности до Серебрянного века. Вторая стремится к созданию абсолютно новых образов и самовыражению посредством символики и ассоциативных рядов. Наиболее гармоничные панно и картины получаются (вполне закономерно) при гармоничном сочетании этих подходов.

Символичность звезды (и возможность словесно обыграть очень много идей вокруг звездного образа) определяет ее распространенность в самых различных картинах и панно. Звезда как символ направдения движения. Звезда как символ света и устремления к далеким прекрасным идеалам. Звезда как символ совершенства и красоты. Смальтовая звезда помимо высоких идей заключает в себя еще и акцент на вечности, на незыблемости и универсальности образа звезды.

Смальта.ру - Все о смальте.
Фото мозаик из коллекции мозаичной мастерской Керамос-Арт.


Следующая страница: Строительная звезда

 • Начало   • Звездный каталог   • Смальтовая звезда  

Личность и социум Дом и дача Искусство и культура Звёздный каталог Калейдоскоп
© Звёзды и звездочёты, 2009-2021
Журнал размышлений о космосе и существах, его населяющих
Карта сайта Tatsel.ru